Авторский курс для гитаристов

Теория музыки
без занудства

Изучите теорию музыки и научитесь видеть ноты на гитаре, строить любые аккорды, подбирать музыку на слух, и многое другое.

Тональность и ее аккорды

Урок № 8
Это очень важный урок. Мы изучим ключевое понятие в музыке — тональность, и соединим с ним наши знания об аккордах и гаммах.
1

Знакомство с тональностью

Что такое тональность. Транспонирование. Параллельные тональности.
Знаки при ключе. Круг тональностей.
Сперва выясним, что же такое тональность в музыке:
Тональность — высотное положение музыкального лада (т.е. мажора или минора).
Иными словами, тональность определяет две важных момента:
  • где будет находиться тоника лада (звукоряда, гаммы);
  • какой это будет лад (мажор или минор).
Соответственно, тональность записывается как 'тоника + тип лада': Am, Dm, E и так далее. Таким же образом мы записываем название гамм или аккордов.

Когда говорят, что песня звучит в тональности в ля-минор, то имеют ввиду, что все ее ноты находятся в рамках минорного звукоряда от ля (т.е. гаммы ля-минор). Если все ноты и аккорды песни перенести на полтона вперед (говоря по-научному, транспонировать), то это будет уже тональность си-бемоль минор.
Это бесплатный урок
Откройте полный доступ к курсу, чтобы увидеть остальные. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.
2990
р.
5000
р.
Транспонирование песни для перенесения ее в другую тональность — обычное дело в музыкальной практике. Например, вокалисту вашей группы хорошо удается петь высокие партии, но в нижнем регистре он начинает 'плавать'. А на концерте вам нужно сыграть как раз песню, в оригинале которой вокалист поет низко. Что делать в таком случае? Правильно, переносить песню в более высокую тональность, чтобы вокалисту вашей группы было удобно петь.
Тональность дает вам ключ к тому, какие ноты звучат в песне, которую вы хотите сыграть.
Если вы знаете, что ее тональность — ля-минор, то вы не задумываясь можете играть любую из нот ля-минора, и диссонанса не возникнет. Поэтому договориться о тональности песни — это первое, что должны сделать музыканты перед игрой новой песни.

В прошлом уроке мы разобрали очень важное правило: звукоряд минорной гаммы полностью совпадает со звукорядом мажорной гаммы, тоника которой расположена на малую терцию выше. Например, гамма С включает в себя те же ноты, что и Am. Познакомимся с этим явлением на уровне тональностей:
Параллельные тональности — мажорная и минорная тональности, имеющие одинаковый звукоряд. Для того, чтобы определить параллельную мажорную тональность, нужно отложить малую терцию вперед от тоники минорной тональности. И наоборот.
Вы всегда сможете вывести параллельную тональность самостоятельно, однако на всякий случай предлагаю вам таблицу:
Вы обратили внимание, что некоторые тональности названы через диез, некоторые через бемоль, а некоторые и так и эдак? Этому есть теоретическое объяснение.

Во-первых, характеристикой звукоряда тональности служат так называемые знаки при ключе: количество диезов или бемолей, которые содержит звукоряд тональности. Под ключом тут понимается скрипичный ключ на нотном стане (которому в нашем курсе мы практически не уделим времени). Я попробую объяснить эту тему без привлечения нотной грамоты.

Итак, представим состав нескольких тональностей:
Как видите, в составе до-мажора нет никаких диезов и бемолей. В двух других тональностях диезы есть. Например, в ре-мажоре у нас есть два диеза: фа и до. А в ми-мажоре их аж четыре: фа, соль, до и ре. Вот качество и количество диезов или бемолей в составе звукоряда и понимают под знаками при ключе.

В этом курсе есть еще 19 уроков

Вы быстро освоите азы музыкальной теории и научитесь применять ее на практике.
Теперь разберем, почему в одних тональностях бывают диезы, а в других — бемоли.
Дело в том, что диез или бемоль выражают как-бы состояние ноты. Например, си-бемоль — это состояние ноты си, а фа-диез — ноты фа. В рамках одного звукоряда у ноты может быть только одно состояние: либо со диезом/бемолем, либо без. Также в рамках одного звукоряда не может быть диезов и бемолей одновременно.

Сравним два звукоряда:
Обе тональности содержат одинаковый набор ступеней по их высоте, однако первая тональность прописана через диез, а вторая — через бемоль. Как вы думаете, какой вариант более правильный?

Во втором случае у нас есть и нота A и нота A#, т. е. для одной ноты задействованы два состояния. Аналогично — с D и D#. В первом же случае — повторов нет, поэтому этот вариант и является корректным. А тональности ла-диез мажор — не существует.
Практикум 1
Как вы думаете, какой вариант — правильный:
  1. C#m или Dbm?
  2. Eb или D#?
  3. F# или Gb?
    Подсказка
    1. Dbm
    2. Eb
    3. Оба варианта допустимы т.к. не содержат дубликатов состояний нот
    Вот вам шпаргалка, чтобы быстро узнать тип тональности и ее знаки при ключе (ее называют кругом тональностей):
    Круг тональностей (кварто-квинтовый круг тональностей)
    Круг тональностей
    Теперь перейдем к сладкому — построению аккордов внутри тональности :)
    2

    Построение аккордов внутри тональности

    Гармонизация гаммы аккордами. Гармония песни. Уменьшенный аккорд. Доминанта и субдоминанта.
    Итак, мы знаем, что тональность говорит нам о том, где находится звукоряд и какого он типа — мажорного или минорного. Каждый звукоряд в свою очередь выражен гаммой и включает в себя семь ступеней. Сейчас мы пойдем дальше и изучим, какого типа аккорд располагается на каждой из этих ступеней.
    Гармонизация гаммы - построение аккордов от каждой ступени гаммы.
    На каждой из ступеней гаммы можно расположить трезвучие: мажорное, минорное, а кое-где и уменьшенное.
    Если визуализировать ноты тональности на грифе гитары, то легко можно распознать типы трезвучий. На примере гаммы до-мажор:
    Трезвучия внутри мажорной гаммы на грифе гитары
    Трезвучия внутри мажорной гаммы
    На пятой струне располагаются гамма и тоники трезвучий, а на четвертой — терцовые и квинтовые тона, к которым от тоник проходят пунктирные линии.

    Это справедливо и для гаммы параллельной тональности — ля-минора. Как мы уже знаем, трезвучие и будет определять тип аккорда, который расположится на этой ступени:
    Последовательность аккордов в тональности ля-минор:
    Практикум 2
    Разберите представленную выше последовательность. Старайтесь играть с минимальной задержкой между аккордами. Как освоитесь, экспериментируйте с аппликатурами, меняя аккордовые формы в рамках CAGED, и перенесите последовательность в разные участки грифа.
    Для каждой тональности характерны всего семь аккордов, на которых можно построить более 90% всех популярных песен. Экспериментируйте с различными сочетаниями этих аккордов, чтобы развить свой слух. В процессе практики, вы услышите много гармоний знакомых песен.
    Гармония песни — последовательность ее аккордов.
    Гармония в общем — это целая группа понятий в музыке. Например, это часть музыкальной грамматики, которая рассматривает аккорды и их взаимосвязи и преподается в музыкальных учебных заведениях. С другой стороны, под гармонией понимают слаженность звучания и его приятность для слуха.
    Рассмотрим универсальную схему гармонизации гаммы в тональности для мажора и минора:
    По вертикали у нас — ступени, а по горизонтали — тип аккорда, который располагается на этой ступени. Рекомендую выучить эту схему и забить ее в пальцы.

    В предыдущих уроках мы познакомились с уменьшенными трезвучиями, но не рассматривали уменьшенный аккорд. Он строится по ступеням уменьшенного трезвучия и обозначается как dim (от англ. diminished — уменьшенный):
    Аппликатура уменьшенного септаккорда на грифе гитары
    Аппликатура уменьшенного септаккорда
    Однако аппликатуры чистого уменьшенного аккорда не очень удобны для исполнения и звучат скудно, поэтому к ним добавляют уменьшенную септиму, которая по высоте звучания равняется обычной большой сексте. Получившийся аккорд называют уменьшенным септаккордом и обозначают как dim7:
    Септаккордам мы посвятим еще не один урок, поэтому сейчас просто запомните эти аппликатуры т.к. они чуть удобнее и звучат более разнообразно:
    С помощью таких септаккордов можно связывать самые разные аккорды. Каждый второй аккорд в примере — уменьшенный септаккорд:
    Ну что ж, поздравляю с новым аккордом!
    Нам осталось прояснить еще несколько терминов.
    Доминанта — V ступень относительно тоники лада, которая обладает ярко выраженным тяготением к тонике. Является одной из главный ступеней ряда.
    Практикум 3
    В тональности ля-минор функцию доминанты выполняет аккорд ми-мажор. Сыграйте переход от E к Am в разных местах грифа, чтобы почувствовать и запомнить это звучание. Заканчивать ряд аккордов на доминанте, чтобы прийти к тонике и повторить все сначала — повсеместный прием в любом жанре музыки.
    Субдоминанта — IV ступень относительно тоники лада. Обладает значительно менее ярким тяготением к тонике в сравнении с доминантой и является способом ухода от тоники. Попробуйте сменим тонический аккорд на аккорд субдоминанты. Это очень популярный переход.
    Практикум 4
    Попробуйте поиграть различные связки с тоникой, субдоминантой и доминантой в до-мажоре. Обратите внимание на звучание субдоминанты.
    Модуляция — смена тональности песни (т.е. смещение тоники лада).
    Если поменять тональность резко и наобум, то можно получить диссонанс и сбить слушателя с толку. Поэтому для смены тональностей есть свои правила. Это более углубленный раздел музыкальной теории, не связанный прямо с гитарным исполнением, поэтому в этом курсе рассматривать его мы не будем.
    Одноименные тональности — тональности с одинаковыми тониками, но разными ладовыми наклонениями. Например, ля-мажор и ля-минор.
    Теперь мы знаем самый необходимый теоретический минимум для работы с тональностями. Закрепим знания на практике.
    Практикум 5
    В этом уроке мы уже гармонизировали гамму ля-минор. Настала череда мажора, который вы должны гармонизировать самостоятельно. Пусть это будет ля-мажор.
    В подсказке вы найдете список аккордов для этой тональности.
    Подсказка
    Список аккордов в тональности ля-мажор:
    A — Bm — C#m — D — E — F#m — G#dim
    Это бесплатный урок
    Откройте полный доступ к курсу, чтобы увидеть остальные. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.
    2990
    р.
    5000
    р.
    3

    Как подобрать тональность песни

    Два способа подбора тональности песни на слух. Тренировка слуха на реальных песнях.
    Зная тональность песни, вы сразу увидите на грифе, какие лады прозвучат, а какие будут диссонировать; увидите гаммы; увидите сетку аккордов тональности. Зная это, вы будете чувствовать себя как рыбка в воде во время исполнения музыки.

    Существует один сложный и минимум два простых способа быстро выяснить тональность песни.

    Сложный способ: определить тональности песни на слух.
    Умение определять звучащую ноту на слух — это ценный навык, который требует долгих часов подготовки. За неделю/месяц такому не научишься, а нам нужен быстрый результат. Поэтому целенаправленным развитием слуха мы заниматься не будем. Однако есть и приятная новость: ваш слух будет развиваться всегда, когда вы будете учить, закреплять и анализировать что-то новое.

    Простой способ № 1: определить тональность песни с помощью тоники.
    Это самый простой способ. Вам будет нужно 'на ощупь' понять, какая нота является главной и вокруг которой пляшет все остальное. Нужно только услышать лад, а после этого вы сможете выстроить все самостоятельно.

    Практическая инструкция:
    • для определения тональности используйте шестую струны;
    • пока песня играет, перебирайте лады шестой струны, пока не попадете в тонику;
    • некоторые ноты будут диссонировать, а некоторые — нет. Не диссонируют ноты звукоряда песни, однако нам важно найти именно тонику. Ее легко отличить по ощущению устойчивости, которые она вызывает;
    • определите лад. Для этого сыграйте от тоники мажорный/минорный аккорды. Подойдет только один;
    • дело сделано :)

    Простой способ № 2: определить тональность песни с помощью последовательности аккордов или нот.
    Этот способ чуть посложнее. Вам нужно будет 'на ощупь' поймать несколько аккордов из песни, а потом вывести тональность песни на основе сетки аккордов внутри тональности.

    Руководство:
    • вы уже знаете аккорды. Призовите свою интуицию и попробуйте поймать хотя бы один аккорд, который звучит в песне.
    • попробуйте понять, какие аккорды окружают этот найденный аккорд, Например, в тональности ля-минор аккорд Am окружают аккорды G и Bdim, а в тональности ми-минор — аккорды G и Bm. Если аккорд не соответствует тональности песни, вы это услышите;
    • используйте схему гармонизации гаммы, чтобы понять, структуре какой тональности принадлежат найденные аккорды. Например, последовательность аккордов G — Am — Bm может быть только в тональности ми-минор или в параллельном ему соль-мажоре.
    Не путайте параллельные тональности. Несмотря на звуковое равенство, до-мажор — это не то же самое, что ля-минор. Обращайте внимание на то, какие аккорды играют в песне и какое у нее настроение.
    Предложенные способы не являются истиной в последней инстанции. Возможно, у вас есть способ получше, который подходит именно вам.
    Так сложилось, что большинство песен начинаются и заканчиваются тоническим аккордом. Если вы подберете первый аккорд, то скорее всего сразу узнаете тональность песни.
    Практикум 6
    В заключение, пройдем небольшой тест:
    Тест
    Насколько хорошо вы знакомы с тональностью и ее аккордами?
    Закрепим изученное.
    Начать тест
    Какие тональности называют параллельными?
    Не-а, это одноименные тональности.
    В точку!
    Не-а.
    Отнюдь :)
    Дальше
    Проверить
    Узнать результат
    Какая тональность параллельна фа минору?
    Мимо :)
    Неправильно. Параллельная тональность - всегда минорная.
    Очень близко. Тональности соль-диез мажор не существует.
    В точку!
    Дальше
    Проверить
    Узнать результат
    Какой аккорд располагается на VII ступени мажорной гаммы?
    Верно!
    Мимо!
    Отнюдь.
    Ответ неправильный.
    Дальше
    Проверить
    Узнать результат
    Какой аккорд не входит в состав тональности ля-минор?
    Не-а, это III ступень.
    Не-а, это VII ступень.
    Не-а, это V ступень.
    Верно, в ля-миноре есть ре-минор :)
    Дальше
    Проверить
    Узнать результат
    Выберите все аккорды, которые относятся к тональности ми-минор.
    Верно, это ступень II.
    Неверно.
    Мимо.
    Верно, это ступень VII.
    Верно, это ступень IV.
    Мимо.
    Дальше
    Проверить
    Узнать результат
    Какой будет ступеневый эквивалент последовательности 'тоника - субдоминанта - доминанта'?
    Неправильно
    Неправильно
    Верно!
    Неправильно
    Дальше
    Проверить
    Узнать результат
    Epic Fail
    Кажется, это FAIL. Не волнуйтесь и прогоните материал еще разок, а потом пройдите этот тест заново:)
    Пройти еще раз
    Неудача
    Вы и сами знаете, что можно было ответить лучше :)
    Пройти еще раз
    Удовлетворительно
    В таких случаях говорят: 'на троечку'. Но не унывайте, просто надо повторить все еще разок!
    Пройти еще раз
    Неплохо!
    Для начала - сойдет, но материал надо повторить :)
    Пройти еще раз
    Молодец!
    Хорошая работа! Повторите материал напоследок, и переходите к ежедневной практике :)
    Пройти еще раз
    Так держать!
    В тональностях вы как "рыбка в воде"! Можно смело переходить к ежедневной практике :)
    Пройти еще раз
    На этом все.
    Обязательно запомните сетку аккордов в тональности и уделяйте 15 минут в день на практику поиска тональности песен (начните со своих любимых).
    Понравился урок?
    Откройте доступ к остальным
    • 20 уроков на все важные темы: от нот на грифе гитары до продвинутых аккордов и пентатоники;
    • Доступное изложение, с примерами и схемами;
    • Фокус на практические навыки вместо зубрежки нотной грамоты;
    • После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.
    2990
    р.
    5000
    р.