Авторский курс для гитаристов

Теория музыки
без занудства

Изучите теорию музыки и научитесь видеть ноты на гитаре, строить любые аккорды, подбирать музыку на слух, и многое другое.

Ритмика

Урок № 19
В этом уроке мы не будем рассматривать ноты, аккорды или лады, зато поговорим про ритм и его разновидности.
Ритмика — это раздел музыкальной теории, описывающий ритм и законы его изменения.
Если все, что мы изучили до этого, рассказывает о том, что играть и в каких случаях, то ритм — это история про то, какими длительностями и в какой последовательности вы будете это играть.
Это бесплатный урок
Откройте полный доступ к курсу, чтобы увидеть остальные. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.
2990
р.
5000
р.
1

Основные понятия, связанные с ритмом

Метр, доля, темп, ритм, таки и размер такта.
Вспомните момент, когда вы слушали любимую песню и вам хотелось не только подпевать, но и подтанцовывать или даже хлопать в ладоши. Это возможно, потому что в любой музыке есть своя равномерная пульсация. Она аналогична фундаменту у дома, или биению сердца в вашем теле. Эта пульсация называется метром. Метр состоит из долей.
Доля — это каждый шаг метра (каждое биение пульсации, каждый удар в ладоши).
Доли бывает разными по силе: сильными и слабыми. Мы проговариваем их числительными (например, первая доля и вторая доля, или попросту «раз — два — раз два»). Сильную долю мы акцентируем, слабую — нет («РАЗ — два — РАЗ — два»).
В зависимости от их комбинаций, метр бывает двух типов:
Двухдольный метр — тип пульсации, при котором на одну сильную долю всегда приходится одна слабая, и они чередуются («РАЗ — два — РАЗ — два»).
Трехдольный метр — тип пульсации, при котором на одну сильную долю всегда приходится две слабых («РАЗ — два — три — РАЗ — два — три»).
Наверняка вы слышали, что у музыки есть свой темп.
Темп — скорость следования долей, которая измеряется в количестве ударов (долей) в минуту (bpm, или beats per minute).
Если вы услышите, что темп песни равняется 120 bpm, это будет значить, что в одну минуту будут умещаться 120 долей. Чем выше темп, тем больше долей будут умещаться в минуту.
Для каждого жанра музыки характерен свой средний темп. Например, жанр драм'н'бэйс характеризуется темпами от 160 до 200 bpm, блюз вы услышите в темпах 60 — 80 bpm, фанк — в темпе 100 bpm, а для рока характерны 120 — 130 bpm. Если блюз ускорить до 200 bpm, это будет уже совсем не блюз.
Переходим к понятию ритма.
Ритм — это любое чередование звуков и пауз на основе пульсации метра.
Нельзя путать метр и ритм. Метр не зависит от длительностей, в которых вы играете, а ритм как раз характеризуется этими длительностями. Это хорошо понятно, если поиграть под метроном.
Метроном — это устройство или программа, отмечающая доли равномерными ударами.

В этом курсе есть еще 19 уроков

Вы быстро освоите азы музыкальной теории и научитесь применять ее на практике.
Если вы играете какой-то рифф под метроном, то его удары будут отражать метр, а сам рифф будет отражать ритм.

Переходим к понятиям такта и размера.
Такт — отрезок музыкального произведения от сильной доли до сильной доли.
Размер такта — это дробь, показывающая в числителе количество долей в такте, а в знаменателе их длительность. Такт без размера сам по себе бесполезен. Размер является ключом для такта и записывается в самом начале произведения.
Размеры, в свою очередь, бывают простыми и сложными.
Простой размер — это размер, который имеет в себе одну сильную долю. Например, 2/4 (РАЗ — два) или ¾ (РАЗ — два — три).
Сложный размер — это размер, который состоит из сложения нескольких простых размеров, и имеет в себе вторую, относительную, сильную долю. Например, самый ходовой размер 4/4 является сложным (2/4 + 2/4) и его третья доля является относительно сильной (РАЗ — два — Три — четыре). Размер будет являться сложным, если его можно поделить на два и более одинаковых размера.
Основные понятия мы разобрали, теперь давайте освежим в памяти музыкальные длительности.
2

Еще немного про длительности

Вспоминаем длительности нот и взаимосвязи между ними
Длительность — это продолжительность звука или паузы.
В предыдущем уроке мы уже разбирали длительности, поэтому здесь мы их просто повторим:
Как пишутся паузы разных длительностей в нотной грамоте
Как пишутся паузы разных длительностей в нотной грамоте
Также не забываем про ноты с точкой. Точка рядом с нотой увеличивает ее длительность вполовину.

Длительности — относительны, и реальнае длительность звучания, скажем, четвертной ноты будет зависеть как от темпа произведения, так и от его размера.
3

Виды ритмического деления

Четное и нечетное деление длительностей
Все длительности нот, которые вы уже изучили в предыдущей главе, называются длительностями четного деления.
Четное деление ритма — принцип деления ритма, когда меньшая нота образуется делением целой ноты на 2 в какой либо степени. Например, четвертная нота — это целая нота, деленная на 2 во второй степени (т.е. на 4).
Однако с помощью длительностей четного деления не всегда удается записать тот ритм, который хочется записать. Для этого и ввели понятие нечетного ритмического деления.
Нечетное деление ритма — принцип деления ритма, когда ноту любой длительности можно раздробить на любое количество частей: три, пять, девять и т. д.
Звучит это, конечно, жутковато, но примеров такого деления — много. Вы и сами включить метроном и под него сыграть что-нить бесформенно быстрое. Если у вас возникнет желание записать это в ноты, то четными длительностями вы не обойдетесь.

Давайте познакомимся с некоторыми такими длительностями:
Это бесплатный урок
Откройте полный доступ к курсу, чтобы увидеть остальные. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.
2990
р.
5000
р.
Разберемся с такими длительностями на примере триоли.
Триоль — длительность, которая образуется делением какой-либо длительности на три части вместо двух.
Из одной четвертной ноты, мы получаем 3 восьмые триоли (а не 2 восьмых ноты, как при четном делении). Иными словами, 1 четвертная нота = 2 восьмые ноты = 3 восьмые триоли. Принцип одинаков для всех других длительностей (как четных, так и нечетных).
Как правильно записывать триоль (нотная грамота)
Как правильно записывать триоль.
Триоль, как и все другие нечетные длительности записывается так:
  • группа нот берется с скобку;
  • над скобкой пишется, какого деления это ноты. Например, триоль — это 3.
С точки зрения акцентов, когда мы играем серию нечетных длительности, то акцентируем именно первую ноту. Например, если взамен четвертной ноты я играю три восьмых триоли, то первую из них я акцентирую.
Практикум 1
Попробуйте поиграть в темпе 100 bpm сначала четвертными нотами, потом восьмыми нотами, а потом восьмыми триолями, как на схеме. Пример в аудио под схемой.
Помимо триоли познакомимся еще и с квинтолью и секстолью.
Квинтоль — длительность, которая образуется делением какой либо длительности на пять частей вместо четырех.
Важно: когда мы делим ноту на 5, это не значит, что из одной четвертной ноты мы получаем 5 восьмых нот. Это значит, из вместо деления на 4 (шестнадцатые ноты), мы делим ноты на 5 шестнадцатых квинтолей.
Практикум 2
Попробуйте поиграть в темпе 50 bpm сначала четвертными нотами, потом шестнадцатыми нотами, а потом шестнадцатыми квинтолями, как на схеме.
Секстоль — длительность, которая образуется делением какой либо длительности на шесть частей вместо четырех.
Практикум 3
Попробуйте поиграть в темпе 50 bpm сначала четвертными нотами, потом шестнадцатыми нотами, а потом шестнадцатыми секстолями, как на схеме.
4

Синкопа

Что такое синкопа, ее разновидности и звучание
Синкопа — это смещение акцента с сильной доли на слабую.
Этот прием очен популярен в современной музыке, поэтому давайте попробуем разобраться, что тут к чему.

Из прошлой главы мы знаем, что метр и ритм — разные вещи. Метр делится на доли, из которых сильные — акцентируются. Ритм же делится на длительности и в нем тоже есть свои акценты (вспомните любой гитарный рифф). Как правило, акценты ритма совпадают с акцентами метра, но иногда — нет. В случае, когда в ритме мы акцентируем длительность, которая не совпадает с сильной долей, появляется синкопа.

По отношению к метру, синкопы бывают:
  • внутритактовыми (они не выходят за пределы такта), которы бывают:
    • внутридолевыми (находятся в пределах одной доли);
    • междудолевыми (охватывают несколько долей в одной такте).
  • междутактовыми (синкопированная нота выходит за пределы такта)
    Синкопа — это важное выразительное средство, которое можно встретить почти во всех песнях.
    Практикум 4
    Попробуйте для себя вспомнить минимум 5 знакомых вам песен, в которых используются синкопы.
    Синкопированные ритмы рассмотрим ниже.
    5

    Пунктирный ритм

    Пунктирный ритм (от. нем. «пункт» — точка) — это ритм, в котором сочетается нота с точкой и более короткая нота без точки.
    Долгая нота с точкой будет начинаться на сильной доле, а короткая нота — на слабой. Вариантов такого деления много, например:
    • восьмая нота с точкой и шестнадцатая (вместо двух восьмых без точки);
    • четвертная нота с точкой и восьмая (вместо двух четвертных без точки).
    Звучит все это так:
    Варианты пунктирного ритма:
    Практикум 5
    Проиграйте все три предложенных пунктирных ритма в темпе 100 bpm. Неважно, какие ноты или аккорды вы будете при этом играть.
    6

    Затакт

    Затакт — это ритмический принцип, в котором сама композиция начинается со слабой доли.
    Не всегда первая нота, которую вы слышите в песне, является сильной долей первого такта. Иногда случается так, что музыка начинается как бы из-за такта (отсюда и такое название).
    Самый яркий пример — песенка «В лесу родилась елочка». Сильная доля первого такта начинается на втором слоге слова «лесу», а все, что поется до этого, поется из затакта:
    Практикум 6
    Скажите, какой тип синкопы играется на примере выше?
    Ответ
    Это межтактовая синкопа.
    Пример затакта:
    Это бесплатный урок
    Откройте полный доступ к курсу, чтобы увидеть остальные. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.
    2990
    р.
    5000
    р.
    6

    Свинг и триольная пульсация

    Свинг — это джазовый ритмический рисунок, при котором первая из играемых нот продлевается, а вторая — сокращается.
    Свинг — это целое отдельное искусство, и в джазе считается, что умение хорошо свинговать приходит с опытом. Поэтому этой темы мы коснемся лишь шапочно.

    В свинге нет четкого определения, насколько удлинять первую ноту и сокращать вторую. Поэтому свинг в исполнении разных музыкантов звучит по разному. Более того, свинг — это целое направление в классическом джазе и его можно рассматривать как отдельный жанр музыки.
    Чтобы понять, что такое свинг, послушайте следующие композиции:
    • Charlie Christian — One O'clock Jump;
    • Django Reinhardt & Stephane Grappelli — You're Driving Me Crazy;
    • Duke Ellington — Jones
      Тем не менее, негласно и схематично свинг можно воспринимать так: в паре нот, записанных как ноты одинаковой длины, первая нота играется в два раза длиннее второй, воспринимаясь на слух как триоль.
      В таком случае речь начинает идти о триольной пульсации.

      Представьте, что перед вами две восьмых ноты. Их длительность будет равняться трем восьмым триолям. Или одной четвертной триоли и одной восьмой.
      Ритм, в котором две восьмые размениваются на четвертную и восьмую триоли, относится к триольной пульсации. Схожий принцип работает и с другими длительностями.

      Чтобы не рисовать везде триольные скобки, их чаще всего убирают, а в начале произведения указывают, что речь идет о триольной пульсации:
      Практикум 7
      Потренируйтесь в игре в триольной пульсации восьмыми нотам в темпе 100 bpm на примере этого рисунка выше. Аудиопример:
      7

      Размеры 3/4 и 5/4

      Как играть в этих размерах и определять их на слух.
      4/4 — не единственный музыкальный размер, с которым вам придется столкнуться. Другим распространенным размером является размер ¾.

      Это простой трехдольный размер (РАЗ — два — три), в котором каждая из долей равна одной четвертной ноте.
      Использование такого размера продиктовано танцевальными ритмам. Например, ритм вальса — всегда трехдольный. Однако в современной музыке он встречается очень редко.
      Чтобы на слух разобраться, какой размер звучит в песне:
      1. Поймайте темп песни и начните отсчитывать доли;
      2. Найдите сильную долю;
      3. Посчитайте количество ударов от одной сильной доли до другой.
      Еще одним интересным размером является размер 5/4. Он относится к группе смешанных:
      Смешанный размер — это разновидность сложного размера, которая образуется сочетанием двух- и трехдольных размеров.
      5/4 бывает двух типов:
      • сочетание 2/4 и 3/4. В таком случае относительно сильная доля будет третьей по счету;
      • сочетание 3/4 и 2/4. В таком случае относительно сильная доля будет четвертой по счету.
      Чтобы исполнитель знал, с каким именно размером ему предстоит иметь дело, рядом с самим размером иногда в скобочках указывают (3/4 + 2/4) или наоборот.
      А чтобы определить это на слух, нужно поймать относительно сильную долю.
      Практикум 8
      Одна из самых популярных композиций в размере 5/4 — это Take Five квартета Дэйва Брубека. Попробуйте определить, где находится относительно сильная доля:
      Ответ
      Это 3/4 + 2/4.
      Практикум 9
      Еще одна известная песня в необычном размере — «Money» от Pink Floyd. Попробуйте определить, что это за размер (это не 5/4).
      Ответ
      Это 7/4.
      Это бесплатный урок
      Откройте полный доступ к курсу, чтобы увидеть остальные. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.
      2990
      р.
      5000
      р.
      8

      Если доля - это восьмая нота

      Немного подробностей про размеры 3/8, 6/8, 12/8.
      В знаменателе размера не обязательно должна быть четвертная нота. Там может быть любая длительность, даже тридцать вторая. Но чаще всего помимо четвертой ноты в размерах встречается восьмая. Разберем три таких размера.

      Размер 3/8 — простой трехдольный размер с долей равной восьмой ноте. Счет также ведется на «РАЗ — два — три», только в сравнении в с ¾, и 3/8 такт будет в два раза короче.
      Вы вряд ли встретите его в современной музыке, поэтому смело идем дальше.

      Размер 6/8 — сложный шестидольный размер с пульсацией восьмыми нотами. Он состоит из двух размеров 3/8. Счет также ведется на «РАЗ — два — три — РАЗ — два — три».
      Его легко спутать с ¾, потому что по длительности такты этих размеров одинаковы. Но разница есть, и она в том, что в 6/8 у нас есть две сильные доли, а в ¾ -одна. Таким образом возникает существенная разница в акцентах и меняется ритмический рисунок.

      Послушайте пример использования этого размера в попробуйте уловить пульсацию «РАЗ — два — три — Раз — два три» (пример специально непростой):
      Размер 12/8 — сложный двенадцатидольный размер с пульсацией восьмыми нотами. Он состоит из четырех размеров 3/8. Счет также ведется на «РАЗ — два — три — Раз — два -три — Раз — два — три — Раз — два -три».
      Отличие от 6/4 или двух 6/8 то же самое — в 12/8 есть четыре сильные доли, что делает ритмичный рисунок особенным.

      Чаще всего этот размер используется в блюзовой музыке. Послушайте пример:

      Практикум 10
      Пройдите тест:
      Тест на прочность
      Насколько хорошо вы разбираетесь в ритмике?
      Закрепим изученное.
      Начать тест
      Какие размеры из предложенных - сложные?
      Это простой размер.
      Верно!
      Это простой размер.
      Верно!
      Это простой размер.
      Верно!
      Дальше
      Проверить
      Узнать результат
      Сколько четных шестнадцатых нот содержится в трех четвертных триолях?
      Неверно, посчитайте получше :)
      Неверно, посчитайте получше :)
      Неверно, посчитайте получше :)
      Верно!
      Дальше
      Проверить
      Узнать результат
      Из каких размеров состоит размер 12/8?
      Неверно!
      Неверно!
      Верно!
      Неверно!
      Дальше
      Проверить
      Узнать результат
      Какой тип синкопы изображен на рисунке?
      Неверно.
      Верно!
      Неверно.
      Дальше
      Проверить
      Узнать результат
      Что за ритм изображен на рисунке?
      Неверно (
      Неверно (
      Неверно (
      Верно!
      Дальше
      Проверить
      Узнать результат
      Сколько сильных долей включает в себя размер 9/8?
      Не-а.
      Не-а.
      Верно!
      Не-а.
      Дальше
      Проверить
      Узнать результат
      Epic Fail
      Кажется, это FAIL. Не волнуйтесь и прогоните материал еще разок, а потом пройдите этот тест заново :)
      Пройти еще раз
      Неудача
      Вы и сами знаете, что можно было ответить лучше :)
      Пройти еще раз
      Удовлетворительно
      В таких случаях говорят: 'на троечку'. Но не унывайте, просто надо повторить все еще разок!
      Пройти еще раз
      Неплохо!
      Для начала - сойдет, но материал надо повторить :)
      Пройти еще раз
      Молодец!
      Хорошая работа! Рекомендуем повторить материал напоследок :)
      Пройти еще раз
      Так держать!
      Поздравляю, с ритмом у вас все на отлично :)
      Пройти еще раз
      Понравился урок?
      Откройте доступ к остальным
      • 20 уроков на все важные темы: от нот на грифе гитары до продвинутых аккордов и пентатоники;
      • Доступное изложение, с примерами и схемами;
      • Фокус на практические навыки вместо зубрежки нотной грамоты;
      • После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.
      2990
      р.
      5000
      р.